Тонкости семейного счастья от Екатерины Шевелёвой
Случайностей не бывает! Видимо, и визит к замечательной многодетной семьей Шевелевых в день 19-летия со дня свадьбы был в чем-то промыслителен. Ведь мог же он состояться в любой другой день, но теплое семейное чаепитие и путешествие в прошлое произошли именно в праздник! В такие моменты людям проще делиться сокровенным…
«Я сразу понял: она — моя судьба…»
Он — студент политехнической академии. Она — студентка педагогического университета. Молодые, веселые, беззаботные, мечтательные — вся жизнь впереди, осталось только найти свою «половинку», и можно отправляться в счастливое семейное плавание…
Сергей: Был солнечный сентябрьский день. Мы встретились в сердце Минска, на площади Независимости у Красного костела, в компании друзей. Катя мне тогда показалось очень солнечной. Я сразу понял: она — моя судьба. И не ошибся — светит мне всю жизнь теплым лучиком. Не дает нам с детьми скучать. Она у нас в семье творческий вдохновитель. А вот супругу выйти за меня замуж пришлось уговаривать долго — мы знакомы 25 лет, а женаты 19.
Екатерина: Встречаться мы начали спустя месяц-два после знакомства. Муж соответствовал образу, который я рисовала себе в юности — благородный, немногословный, не ударит лежачего, не обидит беззащитного. О браке думать было рано, считали, что каждый должен получить образование. Мы — семья, для которой важно интеллектуальное развитие. Считаем, что супруги должны быть единомышленниками. Студенческий период был очень красивым. Позже, уже в семейной жизни, когда мы встречались с трудностями, теплота и романтика тех лет помогала преодолевать сложности, грела и держала.
Сергей: Мы венчались сразу после росписи. Ни я, ни Катя не были воцерковленными, но было понимание, что этот красивое таинство сделает наши отношения крепче. Никаких дискуссий по этому поводу не было, идея возникла как нечто само собой разумеющееся. Все были «за» — родители, родственники.
Екатерина: Моя тетя, близкий мне по духу человек, уже была воцерковлена. Еще до свадьбы она с жаром и увлечением рассказывала о Боге. Не помню, что именно, но сам момент остался в памяти очень светлым: в ее глазах было что-то особенное, незнакомое, притягательное. Она тоже советовала венчаться.
«В Церковь нас привела дочь Варя»
Спустя год после венчания в семье Шевелевых родился сын Даниил. Через два года — дочь Варя, еще через четыре появился Митя. Роли были распределены так: муж — зарабатывает, жена — с головой погружена в воспитание детей. При этом малыши с рождения знали руки и голос папы. Когда дедушки и бабушки живут далеко и рассчитывать не на кого, приходится искать поддержку друг в друге. Любящих людей такие трудности объединяют.
Екатерина: В Церковь нас привела дочь Варя. Сегодня ей уже 16. Мы зачали ее в пост и понимали, что это неправильно. У человека внутри всегда есть что-то бессознательное, что дает ему подсказки. Спокойствия не было. Так я впервые оказалась в монастыре.
По мере взросления детей с церковными вопросами становится сложнее. Подростковый возраст — время бунтарства и противоречий. Но мы надеемся, это пройдет. Дети могут спорить, но души у них христианские.
«10 лет я работала мамой и женой»
Одеть, накормить, дать в руки планшет или мобильный телефон — к сожалению, это классическая модель отношения к детям в большинстве современных семей. Сергей и Екатерина пошли другим путем. Пока младшему Мите не исполнилось 3 года, глава семьи напряженно работал, чтобы мама могла посвящать всё свое время детям. Было понимание, что профессиональное и семейное не должно конкурировать.
Екатерина: У Сергея прекрасная семья, дружная, любящая. Муж видел с детства хороший пример. И папа, и мама нас всегда поддерживали, но жили далеко. Я росла без папы, самостоятельным советским ребенком, много времени проводила на улице. Росла с мыслью, что в моей семье всё будет по-другому. Вот и ушла с головой в воспитание и обучение детей.
Сергей: Господь управлял так, что мы шли эволюционно, без падений и скачков. Важную роль сыграла занятость. Помощи ждать было не от кого, нужно было зарабатывать и детей развивать. Мы старались, чтобы дети присматривали друг за другом и умели делать элементарные вещи. График мытья посуды на холодильнике — наш основополагающий семейный документ! Всё вокруг него вертится (смеется).
Мы уверены, наши дети не пропадут. Худо-бедно что-то приготовят и обслужить себя смогут. Сейчас старший учится в другом городе и живет в общежитии. Как-то приехал и говорит: «Посмотрите, я себе джинсы отрезал и подрубил!» Хорошо получилось. Уроки тоже сами делают. Если нужна помощь, придут и попросят. Мы четко дали понять: учеба — дело ваше, а не родительское. Слава Богу, учатся неплохо.
Екатерина: В нашей жизни всегда было много активности. Мы общались с многодетными семьями. Не было такого: покормил детей и успокоился. Ходили в походы, музеи, ездили в паломнические поездки, устраивали развлечения, участвовали в праздниках.
У нас есть семейная традиция — совместное чтение. Мама читает, все слушают и параллельно занимаются своими делами. Обычно это добрые детские книги. Важный момент единения — семейные трапезы. К сожалению, когда дети выросли, собираться за одним столом сложнее, особенно в будние дни. Но выходные, праздники и отпуск стараемся проводить вместе. К Пасхе много лет подряд дети пекли куличи и красили яйца. Сейчас мы всё больше делаем это с младшим, у старших уже другие заботы…
Я мечтаю, чтобы у нас появилось какое-то постоянное доброе семейное дело. Мы пытаемся это ввести, но пока не получается. Когда дети были маленькие, справлялись лучше. Собирали одежду для нуждающихся, несколько раз ездили в дома престарелых, участвовали в концертах. Есть люди, которые добровольно организовывают такие мероприятия, мы по мере возможности присоединялись. Митя у нас музыкант, немного стеснялся, но играл бабушкам и дедушкам на трубе. Как-то мы были в интернате для больных деток. Это же другой мир! Понимание, что не все живут в одинаковых условиях, рождает милосердие, сострадание и сопереживание.
Сергей: Сейчас дети заняты: школа, музыка, обучающие курсы, айкидо. Мы считаем, это правильно. Проблемы начинаются, когда не знаешь, куда себя деть. Важный момент — отсутствие доступа в интернет. Чем позже состоится знакомство ребенка с миром глобальной паутины, тем лучше.
Старшему планшет подарил родственник в 7-м классе. Мы считаем, это случилось рано и пользы не принесло. С младшими такой ошибки не совершили: у Вари доступ в интернет появился в 15 лет (9-й класс), у Мити его до сих пор нет. Если детям что-то надо, они обращаются к нам. Проблема в том, что сначала мы разрешаем, а потом начинаем контролировать и вводить запреты. Может быть, изначально этого не допускать?
Екатерина: Чтобы ребенок не зависал в телефоне или планшете, нужно его хорошо наполнить. Если рано дать доступ, он не будет ни читать, ни рисовать, ни лепить. Телефон заберет всё время и внимание. Когда в школе начинают говорить, что ребенок с первого класса должен уметь обращаться с компьютером, меня это удивляет. Он должен сначала научиться читать.
«Супружеские встречи»
Психологи много говорят о кризисных годах супружеской жизни, даже называют конкретные периоды. Семья Шевелевых благополучно преодолевала препятствия. И всё же кое-какие изменения в отношениях Сергея и Екатерины происходили. Ситуация в семье начала меняться, когда старшие дети повзрослели. Это и привело к осознанному решению два года назад принять участие в семинаре «Супружеские встречи», который проводят в Беларуси протоиерей Владимир Шейдак и матушка Инна.
Сергей: Мне до последнего времени казалось, что все эти кризисы — это какие-то сказки. У нас не было системных проблем во взаимоотношениях. Здесь другое… Были очень сильные роли «мамы» и «папы». Дети выросли, у них появились свои интересы, мы как бы остались не у дел. Привыкли в первую очередь быть родителями, сами для себя были на вторых ролях. Пропал смысл. Первая реакция — растерянность…
Екатерина: Появилось больше времени, нужно было его как-то заполнять. Стали куда-то выбираться вдвоем. Первое время присутствовало чувство вины: «А как же дети?» Но Господь помогал. Мы действовали интуитивно, и это сохраняло гармонию в отношениях.
О движении «Супружеские встречи» узнали от знакомой. Они с мужем принимали участие в таком семинаре в Санкт-Петербурге. Программа помогает парам увидеть проблемы в отношениях и исправить ситуацию. Система занятий построена так, что личные моменты остаются внутри семьи. Желание супругов поделиться опытом — единственное условие, при котором окружающие могут стать свидетелями переживаний пары.
В нашем случае всё было промыслительно. Мы с мужем в 2017 году решили ехать на мероприятие в Россию. Я написала организаторам, а они сообщили, что первый семинар планируется в Беларуси. Он состоялся буквально через две недели в Свято-Елисаветинском монастыре. Мы приняли в нем участие.
Сергей: На такие встречи чаще приезжают люди, у которых проблемы в отношениях. Мы же просто хотели сменить обстановку и провести время друг с другом. Но тут нас ждала неожиданность — вскрылись обиды, о которых ни я, ни Катя не подозревали. Оказывается, привычка замалчивать и носить внутри, чтобы не разжечь конфликт, в нашей семье существовала. Мы пришли на семинар без проблем, а уходили с осознанием, что не всё идеально. Приятного было мало, но опыт принес пользу: диалога стало больше, мы сблизились.
Екатерина: «Супружеские встречи» помогают семьям. Иногда смотришь на пару, слышишь, с каким надрывом происходит общение и думаешь: «Они точно разведутся!» Но Господь управляет по-другому.
Люди приезжают на «Супружеские встречи» со всей Беларуси. Разный возраст, социальный статус, степень воцерковления. Есть семейные пары со стажем 30–40 лет супружеской жизни. Это невероятный опыт для молодых пар. Он обогащает отношения. Были супруги, которые приехали на семинар на стадии развода. Одна пара успела развестись. Но семьи воссоединились, а супруги, которые в разводе, продолжают ездить на ежемесячные встречи. Люди под впечатлением: никто не ожидал, что результат будет настолько эффективным…
Сергей: После трехдневного семинара пары продолжают работать в том же составе (если есть желание), собираясь на тематических встречах раз в месяц. Обычно они проходят по будням в вечернее время. Постепенно всё это перерастает в клуб единомышленников. Мы выезжаем семьями на природу, вместе отмечаем праздники. Следующим летом отец Владимир предложил выбраться с детьми на море: отдохнуть и поработать над отношениями.
«Нельзя думать: «Всё, конец! У нас ничего не получилось!»»
Вскоре Сергею и Екатерине придется делиться секретами супружеской жизни с детьми, ведь они уже совсем взрослые. Не успеешь оглянуться, как Даниил, Варя и Митя будут выстраивать собственные отношения. Опыт счастливых родителей окажется бесценным…
Сергей: Я скажу: «Смотрите, как живем мы, и делайте то же самое!»
Екатерина: Я посоветую никогда не спешить и ничего не предпринимать сгоряча. Важно быть соратниками. Когда сложно, не разбегаться, а разговаривать.
«Счастье даровал нам Господь…»
Мечты у семьи Шевелевых земные: в год золотой свадьбы Сергей и Екатерина видят себя в небольшой избушке в сосновом бору, в окружении детей и внуков. Хотят не потерять доверительные отношения, оставаться большой сплоченной семьей, приносить пользу Богу и людям…
Во время теплой беседы за чашкой чая с этой красивой молодой парой в голове постоянно крутился вопрос: «Кто же за вас молится, что Господь даровал такое семейное счастье?»
Сергей и Екатерина: Трудно говорить о вере других людей. С одной стороны, тебе кажется, что человек невоцерковленный, но внутри может быть целый мир, о котором ты не догадываешься. Мы не знаем, кто за нас молится на том свете и на этом. Возможно, у нас много молитвенников, и поэтому наша семья счастливая. Но мы точно знаем, что это счастье даровал нам Господь, и мы не устаем благодарить Его за такую милость…
«Супружеские встречи» — это международное межцерковное движение, цель которого — помочь супругам лучше узнать и понять друг друга, научить их строить диалог, сделать их отношения более глубокими.
Движение зародилось в Польше в 1977 году, его инициаторы — супружеская пара Ежи и Ирена Гжибовские. Несколько лет назад протоиерей Александр Дягилев по благословению митрополита Владимира (Котлярова) первым в России адаптировал программу с учетом канонических норм Православной Церкви и организовал центр помощи супружеским парам. А белорусский священник Владимир Шейдак и его супруга Инна реализуют эти методики уже в Беларуси.
На выездных семинарах супруги могут поговорить друг с другом о накопившихся проблемах. Главная роль ведущего — подсказать парам, как правильно делиться болезненными темами, не раня друг друга еще больше.