“Матуля” – соорганизатор IV международной научно-практической конференции “Социум и христианство”
Завершилась IV международная научно-практическая конференция «Социум и христианство», проходившая в Минской духовной академии 26-28 января. Гостями форума традиционно стали учёные из Беларуси, России и Грузии. Конференция была организована совместными усилиями МинДА, кафедроы международного менеджмента и кафедры теоретической и институциональной экономики Экономического факультета БГУ; Европейской исследовательской ассоциации «Oikonomos», МБОО «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля» и Института теологии БГУ.
После пленарного заседания работа участников разделилась на 4 секции: «Христианское понимание социального рыночного хозяйства. Вопросы развития экономических институтов», «Христианское осмысление социально-экономической жизни. Христианское понимание нравственности и права. Развитие христианской культуры», «Христианское отношение к вопросам здравоохранения, образования, социального служения», «Нетрадиционная религиозность в современном мире».
В работе секции «Христианское отношение к вопросам здравоохранения, образования, социального служения», которую возглавила член правления МБОО «Матуля» Л. А. Мартынова, приняли участие юристы, преподаватели вузов, историки, психологи и др.
И. В. Ботяновская, ст. преподаватель кафедры психологии и управления ГУО «Минский областной институт развития образования» выступила на тему «Система обучения и её влияние на ребёнка».
Большой интерес вызвал у присутствовавших доклад и презентация преподавателя Института менеджмента спорта и туризма, магистра управления Павла Булатого «Сохраненение окружающей среды как форма социального служения Церкви». На примере опыта минского прихода в честь св. Николая Японского по организации экотропы. Павел Булатый рассказал, как в микрорайоне Каменная Горка усилиями неравнодушных прихожан и волонтёров из числа местных жителей поддерживается чистота и природное своеобразие сохранившейся в пределах города зелёной территории. Здесь можно познакомиться с обитателями леса и поля, луга и водоёма. Многие виды этих животных и растений занесены в Красную Книгу. Обустроенная экологическая тропа с указателями и фотографиями редких обитателей даёт возможность не только узнавать новое, но и прививать культуру отношения к окружающей среде подрастающему поколению.
О том , как в разное время белорусы относились к употреблению алкоголя, усугубилась или нет эта проблема, рассказал ведущий научный сотрудник Государственного литературного музей Янки Купалы Павел Королёв. В ещё одном докладе, прозвучавшем на пленарном заседании, Павел познакомил участников конференции с такими историческими личностями как Богдан и Елена Соломерецкие — хранители Православия на белорусских землях, основавшие множество крупных монастырей и храмов.
Е. И. Зенько, ст. преподаватель кафедры психологии и управления ГУО «Минский областной институт развития образования», рассказала о необходимости учитывать возрастные особенности детей в духовно-нравственном образовании.
Н. М. Иваненко, заместитель директора по учебной работе Гимназии №2 г. Вилейки, представил вниманию слушателей сообщение о социальных ролях в системе семейного воспитания на основе фольклорного материала и христианских источников. «Главное богатство, которое должны дать своим детям родители, – научить их радоваться жизни чистым сердцем», — резюмировал учитель.
Об уголовно-правовой охране человека в своём выступлении рассказала А. С. Карабельникова, помощник директора ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь».
«В целях обеспечения предотвращения проведения в Беларуси незаконных манипуляций с эмбрионами человека представляется целесообразным изучить опыт зарубежных государств по конструированию норм об ответственности за незаконное обращение с человеческими эмбрионами и определить оптимальный для законодательства Республики Беларусь способ правовой охраны эмбриона человека», — говорится в докладе.
Анна Карабельникова привела в пример законодательства Эстонии, где «установлена уголовная ответственность за причинение вреда находящемуся в матке женщины человеческому эмбриону путем повреждения, введения какого-либо вещества или иными деяниями, если это повлекло прерывание беременности или гибель человеческого эмбриона; за запрещенные действия с эмбрионом (клонирование человека, изготовление гибридного или химерного человека); за ненадлежащее обращение с человеческим эмбрионом (в том числе, экстракорпоральное создание человеческого эмбриона без цели его переноса в полость матки женщины)».
Модератор секции старший преподаватель кафедры психологии и управления ГУО «Минский областной институт развития образования» Лариса Аркадьевна Мартынова выступила с докладом «Социально-демографический потенциал белорусской молодежи».
«Снижение рождаемости, увеличение числа сожительств, откладывание деторождения «на потом», увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке — тенденции которые наблюдаются в молодежной среде европейских стран. Низкий уровень рождаемости в нашей стране обусловлен, в том числе, жесткими и низкими репродуктивными установками молодежи», — было отмечено в выступлении. Лариса Мартынова опиралась в своём выступлении на многочисленные статистические данные. Беспокоит то, что в детородный возраст сейчас вступили женщин поколения 90-х, когда в стране наблюдался серьёзный спад рождаемости.
Магистр гуманитарных наук, председатель правления МОБО «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля» Сердюк Вероника Владимировна рассказала о реализации репродуктивного потенциала современными православными женщинами Беларуси. Автор доклада провела небольшое исследование супружеских пар, посещающих церковные приходы, и выяснила, что среди верующих семей 60% — многодетные. Исследование также показало, что родители полностью реализуют свой потенциал именно в таких семьях. В будущем это обеспечивает кредит доверия их детям и нежелание вмешиваться в частную жизнь молодых семей.
Ярошевич Елена Ивановна, методист Фонда имени Преподобной Евфросинии Полоцкой в своём выступлении, посвящённом христианской культуре как основе традиционных семейных ценностей, отметила, что «христианское мировоззрение, будучи основополагающим для белорусов на протяжении тысячелетия, взрастило культуру и утвердило христианское понимание брака и семьи в виде традиционных семейных ценностей, передающихся из поколения в поколение».
Очень интересным для аудитории стал доклад старшего преподавателя кафедры психологии и управления ГУО «Минский областной институт развития образования»Нины Ивановны Кашкан, которая рассказала о формировании семейных ценностей у детей-сирот в замещающих семьях. Нина Ивановна стояла у истоков курсов повышения квалификации для приёмных родителей. Используя многочисленные наработки других стран и учитывая особенности белорусской культуры, разработала вместе с коллегами свою систему работы.
Каждый год курсы проходят 75-80 человек, большинство из которых –верующие семьи. В них дети чаще проводят время вместе: совместная молитва, посещение богослужения, подготовка к праздникам, соблюдение традиций – это важные моменты, укрепляющие семьи. К удивлению многих, Нина Ивановна отметила, что лучше всего с ролью приёмной матери справляются женщины, не имеющие высшего образования: «В них нет лишнего умствования, но больше любви и жертвенности». На вопрос, всегда ли у приёмных детей впоследствии проявляется девиантное поведение, характерное для их биологических родителей, она ответила, что при усвоении правильных привычек, характерных для нового окружения, когда жизнь семьи должным образом организована, «гены» могут не проявиться.
Работа секции закончилась интересным мастер-классом по легофасилитации от Ларисы Мартыновой. Что это такое?
Фасилитация (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) – это навыки и сам процесс эффективной организации групповой работы. Важно, чтобы лидер группы только помогал участникам находить проблему и совместно искать её решение. Лего-фасилитации, Lego Serious Play, -это использование кубиков Лего для решения определённых задач. Здесь используется метод прототипирования, когда мы моделируем наши задач при помощи какого-либо материала. Яркие детали, игровая подача и эмоциональная вовлечённость позволяют находить нестандартные решения, раскрепоститься и выразить и то, что не всегда удаётся понять и сформулировать сразу.
Интересный мастер-класс стал хорошим бонусом к содержательным докладам.